Екатерина Панина: «Люди хотят смотреть хорошее, доброе, вечное кино»
- Суббота, Ноябрь 1, 2014, 0:27
- Интервью
- Добавить комментарий
4 ноября в ДК МИЭТ состоится торжественное открытие фестиваля молодежного кино «Отражение». Фестиваль проводится в Зеленограде уже в шестой раз и стал доброй традицией. Об истории возникновения фестиваля, его роли в культурной жизни столицы, а также об особенностях проведения фестиваля в этом году нам рассказала его директор Екатерина Панина.
— Как возникла идея фестиваля, и почему его было решено проводить в Зеленограде и именно в ноябре?
— В 2006 году еще существовала такая организация как Департамент семейной и молодежной политики города Москвы, и в каждом округе были его управления. В Зеленоградском округе было запланировано проводить какое-либо мероприятие в дни осенних каникул, чтобы занять детей и молодежь. Решили, что это будет кинофестиваль. В качестве организатора мероприятия начальнику окружного управления департамента посоветовали нас. Мы придумали название и тему фестиваля и сделали его за два месяца — к нам обратились в сентябре, а в осенние каникулы мы уже провели первый фестиваль «Отражение».
Сейчас уже не существует этого департамента, фестиваль проходит при поддержке префектуры, но даты мы оставили те же, это уже стало традицией — школьники и студенты ходят в эти дни на кинопоказы фестиваля.
— Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашей организации. Почему порекомендовали именно ее?
— У нас много организаций, мы занимаемся массовыми мероприятиями уже 20 лет. В данном случае речь идет о «Международной Академии трюка». Мы занимаемся организацией всевозможных фестивалей, в том числе и кинофестивалей, мероприятий молодежной, экстремальной тематики, направленных на развитие творческой, спортивной и социальной активности. Это и фестиваль каскадеров, и чемпионат России по историческому фехтованию «Меч России», и фестиваль паркура, и фестиваль экстремальных видов спорта, кинофестиваль трюкового кино — всего мы проводим более 40 мероприятий в год.
— Чем был вызван перерыв в проведении фестиваля с 2008 по 2010 года?
— После расформирования департамента прекратилось финансирование проекта.
— И как удалось решить проблему после 2010 года?
— С помощью префектуры Зеленоградского округа. Кинофестиваль — мероприятие социально востребованное, поэтому вместе с начальником окружного управления департамента — она сейчас работает в префектуре заместителем префекта — начали прорабатывать возможности для изыскания средств на организацию данного мероприятия уже из бюджета префектуры.
— А как, по каким критериям оценивается социальная востребованность мероприятия?
— Например, по активности, с которой разбираются билеты на кинопоказы. Люди хотят смотреть хорошее, доброе, вечное кино. В рамках фестиваля за три дня на кинопоказы ходит до 20 тысяч человек — это говорит само за себя. В этом году нет возможности проводить фестиваль в ДК «Зеленоград» в связи с капитальным ремонтом. На новых площадках залы имеют меньшую вместительность. Мы прогнозируем порядка 15 тысяч посетителей.
— Какие еще изменения возможны в связи с переносом фестиваля на другие площадки?
— Изменения только положительные. Первые два года мы проводили фестиваль во Дворце творчества детей и молодежи. Это обустроенная департаментом площадка, которую посещает много детей и их родителей. Для них это место более привычное. МИЭТ — известный ВУЗ, и ДК МИЭТ удобен для молодой аудитории и студентов.
Раньше у Департамента семейной и молодежной политики города Москвы был отработан механизм, он рассылал информацию о наличии бесплатных билетов в окружное управление образования. Сейчас этим централизованно никто не занимается. Но зрители уже все узнают по сарафанному радио. Мы изготовили определенное количество билетов на фестиваль, оставили их в административных корпусах данных учреждений. И люди целыми группами приходят и забирают их.
— Какие-то организации и ведомства оказывают содействие в информировании населения в отсутствие департамента?
— Да, оказывают. Департамент образования города Москвы и префектура Зеленограда дали информацию, есть информация на многих сайтах, есть расклейка афиш и дополнительное информирование по кабельным и новостным каналам, в том числе был сюжет на канале «Москва 24».
— Вы могли бы ранжировать способы информирования по их эффективности? Интернет, телевидение, радио, распространение через социальные органы — что наиболее эффективно?
— Все работает вкупе. Но в случае Зеленограда, безусловно, лучше всего работает информирование через окружные интернет-порталы. Хорошо работает внутригородская пресса, эффективно действует информирование по управлениям, по школам. Кроме того, на сайте фестиваля можно найти всю информацию, выбрать удобный сеанс и распечатать пригласительный билет.
— По каким критериям набирают членов профессионального и молодежного жюри?
— В члены молодежного жюри мы раньше брали только зеленоградскую молодежь. В этом году мы пригласили также студентов высших курсов режиссеров, молодых актеров. Есть председатель жюри, который неизменен, — Алла Ильинична Сурикова, а остальные члены жюри приглашаются с учетом их творческого мышления и отношения к теме фестиваля — кино для молодежи и о молодежи.
— Каждый член жюри обязательно смотрит все картины?
— Да, конечно. Хотя отсмотреть 58 картин, какого бы формата они ни были, и сформировать своё мнение — это не так просто.
— Почему было решено приглашать и профессиональное, и молодежное жюри?
— Профессиональное жюри оценивает сценарий, сюжет, операторскую работу. А молодежное жюри оценивает картины на эмоциональном уровне: «зацепило» или нет.
— А как проходит отбор фильмов для конкурса?
— У нас есть отборочная комиссия, которая смотрит фильмы на предмет соответствия. Есть определенная цензура, есть критерии — сюжет, его актуальность. В случае короткометражных фильмов авторам тяжело уместить законченный сюжет в 10-15 минут. Для этого надо иметь талант. Обычно люди не могут остановиться: монтируешь, монтируешь, а у тебя все много и много. На молодежный проект мы берем в основном дипломные и преддипломные работы студентов высших курсов или кинематографических ВУЗов. В этом году было больше 300 заявок на «короткий метр», отобрали мы 24 фильма.
— Кто входит в отборочную комиссию?
— В отборочную комиссию входят люди из Гильдии актеров кино, Союза кинематографистов. Мы сначала набираем фильмы, потом им высылаем, они их смотрят и дают нам рецензии.
— Благодаря чему произошел выход фестиваля на международный уровень — благодаря известности фестиваля или усилиям организаторов?
— В основном, это наши усилия. Во-первых, мало российских фильмов для молодежи и о молодежи. В этом году на конкурсе 10 детских фильмов с учетом отбора. А в прошлом году мы 5 еле набрали. Поэтому нас очень выручают Казахстан, Беларусь, Украина, также мы берем западные фильмы. А во-вторых, необходимо сравнение. У нас разное воспитание, очень отличаются восточные и западные фильмы. Современной молодежи интересно сравнить жизненные императивы у слоев общества в разных странах.
— Вы сказали, что детских фильмов снимается мало, а короткометражных отборочная комиссия отсеяла практически 90%…
— «Короткий метр» — это немножко другая история. Мы даем возможность начинающим кинематографистам попробовать себя в конкурсе, чтобы их фильмы кто-то посмотрел. Мы будем делать «Эхо фестиваля»: короткометражные фильмы, которые прошли в конкурс фестиваля, по согласованию с производителями будут транслироваться на телеканале нашего информационного партнера — нового молодежного телеканала «Смена». То есть у человека, который снял фильм, появляются дополнительные возможности, кроме показа друзьям на Youtube.
— Будут ли в этом году какие-либо изменения в регламенте фестиваля, планируются ли они в будущем, нужны ли они вообще?
— Нет, в регламенте изменений никаких нет, положение осталось прежним. Но в этом году мы в номинацию «Анимационные фильмы» вообще не стали брать «полный метр», а взяли короткометражные фильмы молодых кинематографистов.
— А почему? Сейчас любят снимать именно полнометражные мультфильмы.
— Мы решили дать им возможность как-то себя проявить. Полнометражных мультфильмов мало, и они больше развлекательного плана. А мы стараемся, чтобы помимо развлекательной составляющей мультфильмы несли доброе, вечное, поучительное.
— Это изменение касается только текущего года или в будущем планируется сохранить такую тенденцию?
— Сейчас сложно сказать, потому что каждый год что-то меняется. Одно время детских фильмов вообще не могли набрать, а теперь от части даже отказались, потому что мы даже по хронометражу не укладывались.
— А есть ли в регламенте выраженный числом лимит картин, который может быть показан на фестивале?
— 30 полнометражных картин, а все остальные короткометражные — от 12 до 50 минут. Большее количество технически не уместить в рамки фестиваля.
— Как происходит обсуждение жюри?
— Я их собираю за два часа перед церемонией открытия в отдельной комнате, и они проводят обсуждения и выводят решения. Я никогда не вмешиваюсь, не нахожусь рядом с ними. Я прихожу в самом конце, когда они ставят подписи.
— Как они решают вопрос о том, кому отдать победу?
— У каждого члена жюри своя папка со списком фильмов, сделаны пометки, расставлены приоритеты. Выносятся на обсуждение две-три особо спорные картины. Обсуждения бывают достаточно бурные, молодежь высказывает свое мнение старшему поколению, но всегда все приходят к консенсусу, даже если приходится отдавать одну номинацию двум фильмам.
— Зеленоградский зритель каждый год с нетерпением ждет, какое шоу в этот раз покажет «Международная Академия трюка». Что будет в этом году?
— Открытие будет посвящено теме Алисы в Стране чудес. Будет анимация, музыкальная программа, шоу барабанщиков. На закрытии зрителей тоже ждет много интересного.
— Вы не могли бы рассказать о каком-либо особо запомнившемся лично Вам моменте за все эти годы проведения кинофестиваля?
— Вспоминается 2007 год, когда мы проводили фестиваль во Дворце творчества детей и молодежи. Помню очень хорошо, что был снег, и мы делали на улице файер-шоу, там собралось много народу. Тигренок запашновский в позапрошлом году запомнился. Мы его закрыли в комнате, и он там чуть не съел все запасы… Самое важное сейчас для меня то, что фестиваль, в отличие от первых лет, уже знают и хотят принимать в нем участие, присылают очень много заявок.
Еще по теме
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться для комментирования.