Алла Сурикова: «Молодежи надо показывать не то, какая она есть, а какой она может и должна стать»

Через несколько дней для зеленоградцев и гостей округа распахнет свои двери VI Московский открытый фестиваль молодежного кино «Отражение». Председатель жюри фестиваля режиссер и сценарист, народная артистка России Алла Сурикова рассказала Zelenogradnews.ru о принципах и критериях оценки кинокартин, участвующих в конкурсной программе фестиваля, и поделилась своим мнением о состоянии отечественного молодежного кино и кино для детей.

— Как вы оцениваете фестиваль, его значение для отечественного кинематографа?

— Фестиваль «Отражение» проходит уже шестой раз. Как председатель жюри фестиваля я его постоянный участник и болельщик. С каждым годом поступает всё больше заявок на участие в фестивале. Проката у российского кино нет, особенно у «короткого метра», у документального кино. Поэтому, конечно, для многих единственная возможность показать свое кино — фестивали. Поскольку Зеленоградский фестиваль — это фестиваль молодежного кино, кино для молодежи, то в нем есть отражение сегодняшнего дня и желание молодежи показать и увидеть себя.

— Какова идея фестиваля?

— Главная идея — кино для молодежи, о молодежи, о детях, для детей и анимационное кино, три направления. Эти три идеи всегда соблюдаются.

— Вы помните свои впечатления от первого фестиваля?

На первом фестивале было так: «Ну, что еще мы можем посмотреть?». Сейчас же я прошу более требовательно относиться к отбору фильмов, потому что просто физически такое количество картин я лично пересмотреть не смогу, стирается ощущение.

— В прошлом году фестиваль обрел статус международного

— Мне очень нравится, что он выходит за рамки российского кино — то чего нет, например, на моем фестивале «Улыбнись, Россия!» Есть картины из Беларуси, из Казахстана, и это интересно, потому что это дает общее представление о том, что делается в бывшем Советском Союзе, который был единой страной.

— Все участники жюри обязательно просматривают все фильмы?

— Я не могу знать, что дали остальным членам жюри, все ли картины они смотрят. Наверно, должны посмотреть все, потому что есть список фильмов, есть номинации, есть баллы, которые мы должны проставить. Но я, как председатель жюри, просматриваю все картины, потом я должна проанализировать, какая картина интереснее, например, по операторскому решению, какая — хорошей игрой детей.

— Как происходит обсуждение фильмов и голосование?

— Мы, члены жюри, собираемся заранее в день открытия и обсуждаем, кто что посмотрел, обсуждаем предложения, выводится общий балл. Каждый член жюри имеет право на свое субъективное мнение. Нам никто ничего не навязывает, мол, это хорошее, а это плохое. Все абсолютно демократично. Но у председателя жюри есть два голоса и есть сила убеждения. Поскольку фестиваль молодежный, для молодежи, я считаю, что критерием для награждения фильма должна быть и современность, и посыл, или, как сейчас говорят, месседж: что ты хочешь сегодня молодежи сказать. Потому что картина может быть даже немножко слабее актерски, режиссерски или сценарно, но ребята, которые будут ее смотреть, увидят в ней, с кого и как брать пример. Так было в советские времена, просто слишком утрированно. Сегодня это должно действовать на подсознание, на эмоциональное восприятие молодого человека. Вседозволенность мешает нормальному воспитательному моменту. Как и Станислав Сергеевич Говорухин, я считаю, что надо, развлекая или увлекая, воспитывать хорошими примерами, потому что дети очень восприимчивы.

— То есть к моменту церемонии открытия фестиваля уже все бывает решено?

— Нет, нет. Мы собираемся в день открытия фестиваля, обсуждаем каждый фильм, выставляем оценки. Затем отдаем результаты дирекции фестиваля, она подсчитывает баллы и на закрытии объявляется результат.

— Фильмы оценивает профессиональное жюри и жюри молодежное. Есть ли принципиальные отличия в оценке у профессионалов и у молодежи? Возникают ли какие-либо разногласия и споры именно между этими двумя группами?

— Да, разногласия возникают. Профессионалы оценивают в первую очередь, как сработал режиссер, как написан сценарий, как сыграли артисты, как работают дети или молодежь — это тоже очень важно, потому что с детьми не так хорошо все работают, как хотелось бы — иногда дети просто произносят текст, а иногда и работают интересно. А молодежь высказывает свои впечатления от увиденного и делится сделанными выводами. Поэтому бывают расхождения, но члены молодежного жюри имеют право на свое мнение.

— И влияет ли оно на конечный результат?

— Результат потом подсчитывается объективно по бальной системе.

— Вы принимаете участие в формировании состава жюри?

— Нет. Я только председатель жюри уже много лет, но всегда члены жюри — люди неординарные, с ними интересно обсуждать. Это разные люди и по отношению к искусству, и по участию в искусстве, и я уважаю их мнение.

— Участвует ли в обсуждении префект?

— Нет, никогда. Уверена, он бы не стал влиять на процесс определения победителей, даже если бы на конкурс была выставлена картина его сына или внука. К тому же для молодого актера важна объективная оценка его творчества, его возможностей, его режиссуры. У меня в картине снимался внук Иван, у него двойная фамилия — Суриков-Румп. Он ездил недавно на встречу с молодежью и запретил кому бы то ни было говорить, что он мой внук. Он хочет быть самостоятельной единицей. И когда к нему потом подходили после картины люди и говорили ему хорошие слова, а ребята брали у него автографы, он ощутил себя совершенно иначе в этом мире.

— Как вы оцениваете российское кино для детей и юношества в целом?

— Вы знаете, картины, которые сейчас путешествуют по детским и семейным фестивалям России, очень неплохие — «Тайна темной комнаты», «Дневник мамы первоклассника», и «Путевка в жизнь», моя картина «Полный вперед!»… Проката у детского кино, к сожалению, нет, если только это не блокбастер. Но слава богу, есть много фестивалей, в том числе «Отражение», на которых эти картины смотрят ребята, смотрит молодежь и есть возможность показать их зрителю и услышать отзывы. Сегодня это достаточно хорошая возможность для творцов встретиться со зрителями и получить отклик, увидеть их реакцию.

На фестивале «Улыбнись, Россия!» приз получила студия «Вертикаль», которая делала две детские картины. И хотя детских картин много, мы на своем фестивале дали приз именно этой студии, чтобы поддержать ее в таком начинании: они делают детское кино (до этого не делали), и делают с дебютантами.

— А каким вы видите будущее российского кино?

— Радостным. Радужным. Веселым!

— Есть ли у российского кино достаточный потенциал для развития, особенно на фоне западного?

— Когда в Америке наступила эпоха Великой депрессии, Рузвельт сказал своему народу: «Смейтесь, черт вас возьми!» И стал поддерживать любые проявления жанра, которые дают возможность своему народу смотреть в будущее с улыбкой, светлее, легче, веселее. И они перешагнули через депрессию. У нас сейчас время тоже сложное, даже особенно сложное. Некоторые из моих коллег говорят: какое может быть вообще кино и улыбка, когда идет война. Но, как сказал Чаплин, жизнь не есть чередование похорон. Людям даже в самых страшных обстоятельствах это нужно. Мой отец, который прошел всю войну связистом, рассказывал мне, что как только заканчивалась бомбежка, бойцы хватали свои пластинки, патефон, бежали в медсанчасть и устраивали танцы. И немцам тоже включали музыку, чтобы показать врагу, что у нас тут все хорошо.

— Однако вспоминается прошлогодний фестиваль, который показал, что современное кино может быть не только жизнеутверждающим, но и депрессивным. Например, фильм «Майор» даже стал призером фестиваля.

— По режиссуре эта картина хорошая, ничего не скажешь. Но когда мои коллеги в жюри пытались эту картину сделать главной, я им объяснила и убедила, что несмотря на отличную режиссуру, при всей правдивости картины, она слишком жесткая для молодежи, чтобы ее выдвигать как принцип нашего кино. Поэтому она не получила главного приза.

— Нашего молодежного кино?

— Молодежного. Вообще она больше подойдет для заграничных фестивалей. За границей любят картины такого плана. Я считаю, что наш человек, окруженный агрессией, неверием, безденежьем и непониманием перспектив, должен выходить из кинотеатра с ощущением, что завтра будет лучше, чтобы было какое-то просветление. Но это моя позиция. Это не значит, что все художники так считают.

На только что завершившемся моём фестивале «Улыбнись, Россия!» главный приз получил самый добрый, самый веселый, самый мудрый фильм «Дедушка моей мечты» — картина Стриженова с Якубовичем в главной роли и еще целый ряд абсолютно разных картин, но они все иронической и комедийной направленности.

— На «Отражении» вы настаиваете на такой же оценке, как и на фестивале «Улыбнись, Россия!»?

— Нет, молодежное кино все-таки может быть достаточно жестким. В этом году на фестивале на Сахалине была представлена картина «Класс коррекции». Она достаточно жесткая, но при всей ее жестокости в ней все равно есть ощущение света. И такое кино дети могут и должны смотреть, но только вместе с мудрым человеком, который станет во главе просмотра и направит их. Мне кажется, что в фильме достаточно много драматургических ошибок, но те, кто смотрел картину, и те, кто дал ей достаточно высокую оценку на нескольких фестивалях, считают, что вот такие подростки и есть. Но я считаю, что молодежи надо показывать не то, какая она есть, а какой она может и должна стать.

zelenogradnews.ru


Еще по теме

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для комментирования.

© 2010-2024 Зеленоградские новости. Все права защищены.
При любом использовании материалов сайта активная ссылка на zelenogradnews.ru обязательна.