У деревни Крюково. 77 лет спустя…

Все дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны. Но не ослабевает интерес потомков к тем трудным годам, когда наш народ встал на защиту Отчизны. Сколько бы лет ни прошло, мы гордились и будем гордиться, помнили и будем помнить нашу Победу.

Герои сегодняшних публикаций служат на земле, где шли ожесточённые бои или состоялись знаковые битвы, определившие исход самой страшной войны в истории человечества. Именно здесь воевали их отцы, деды и прадеды. Эта земля и ответственность за неё заставляют по-особому относиться к службе…

Зеленоград — единственный округ Москвы, по территории которого в 1941 году проходила линия фронта. Именно здесь, на подступах к столице, был остановлен натиск фашистских захватчиков, и оборона обернулась наступлением. Маршал Рокоссовский впоследствии назовёт ожесточённые бои в этом месте «вторым Бородино».

Там, где гремели бои

Зеленоград находится в 37 километрах от центра столицы. На «Ласточке» с Ленинградского вокзала до станции Крюково «долетаю» за полчаса. Здесь меня встречает председатель Cовета ветеранов УВД по Зеленоградскому АО ГУ МВД России по г. Москве Александр Стрельников. В руках моложавого полковника милиции в отставке красные гвоздики. Цветы — для героев, защищавших от врага эти рубежи. Мы направляемся к святым местам. Обойти все за один день нереально: Зеленоград построен на земле, покрытой кровью и славой, поэтому здесь десятки захоронений и памятных мест. Александр Иванович ведёт меня к тем святыням, которые ему особенно дороги.

Ветеран живёт в Зеленограде с 1979 года — с тех пор, как приехал устраиваться на службу в органы внутренних дел. Да так и осел в этом уютном городе. Как любой зеленоградец он гордится героическим прошлым этих мест.

Прямо у станции Крюково — братская могила. Здесь высится скульптура воина с автоматом и разбит небольшой скверик. Свежие цветы и венки у подножия говорят о том, что мемориал навещают не только в праздники и памятные даты. Александр Иванович возлагает гвоздики и преклоняет колено.

— Гитлеровцы начали наступление на этом направлении в сентябре 1941 года, предполагали, что очень скоро будут праздновать победу, — после нескольких минут молчания Стрельников начинает свой рассказ о событиях тех лет. — Даже на первых полосах газет Третьего рейха редакторы оставляли место, чтобы первыми сообщить, что Москва пала. Но фашисты на подступах к нашей столице встретили решительный отпор. Железнодорожная станция Крюково считалась стратегически важным объектом. Здесь шли особенно ожесточённые бои, в которых принимали участие не только регулярные войска, но и добровольцы. Сражались буквально за каждый метр. Станция восемь раз переходила из рук в руки — то к немцам, то к нашим. Неимоверными усилиями и великой кровью наши бойцы отстояли эти рубежи.
Долгое время на памятнике у станции Крюково были выбиты имена лишь 38 человек, но потом выяснилось, что в архивах есть ещё один список — с 473 фамилиями. К 70-летию битвы за Москву монумент обновили, открыв дополнительные мемориальные доски. Теперь на них 511 имён.

Далее мы с ветераном направляемся к следующей святыне. Едем по Панфиловскому проспекту Зеленограда, символизирующему линию фронта, разделявшую немецкие и советские войска. На 40-м километре Ленинградского шоссе останавливаемся у холма Славы. Монумент защитникам Москвы впечатляет своим величием.

— Три сомкнутых сорокаметровых штыка символизируют стойкость трёх воинских частей — стрелковой, танковой и кавалерийской, — поясняет мой попутчик. — Поэтому у мемориала есть второе название — «Штыки».

Из рассказа Стрельникова, хорошо знакомого с историей этих мест, узнаю, что в декабре 1941-го немцы покинули последнюю из оккупированных деревень. На местах боёв, укрытые снегом, остались тела убитых солдат. Большинство из них в ту лютую зиму не были погребены. С наступлением весны по всей округе стали собирать вытаявшие тела погибших. Женщины, старики и подростки укладывали их на санки и везли к общим братским могилам. На месте придорожного кургана, где покоится более 760 человек, и воздвигли в 1974 году Монумент защитникам Москвы. Отсюда был взят прах неизвестного солдата, захороненный затем у стен Кремля.

К мемориалу приезжают молодожёны после бракосочетания, чтобы поклониться своим героическим предкам, не только из Зеленограда, но и из соседних городов и сёл. Здесь проходят многотысячные митинги в День Победы. Увы, с каждым годом всё меньше в них участвует ветеранов Великой Отечественной.

Последний герой

— Покидают нас фронтовики… В прошлом году похоронили последнего участника Великой Отечественной из числа сотрудников органов внутренних дел Зеленограда, — сожалеет Стрельников. Иван Терентьевич Чистяков многие годы служил в Госавтоинспекции. Его называли зеркалом зеленоградской милиции. Красивый был человек. Очень ему форма шла. Но главное — внутренняя красота, которую он излучал. Очень часто старший инспектор ГАИ майор Чистяков ходил по городу пешком. Его узнавали на улице пешеходы и автомобилисты, за которыми «гонялся» в своё время строгий и справедливый милиционер. В местах, где люди переходят дорогу, он любил проводить воспитательные беседы. И делал это с таким удовольствием, что граждане воспринимали его замечания совершенно нормально и обещали исправиться. Когда я только приехал в Зеленоград, тоже был пристыжен Иваном Терентьевичем за то, что перешёл улицу в неположенном месте. На тот момент шёл третий день, как я поступил на службу в органы внутренних дел. Этот урок запомнил на всю жизнь.

Позже, уже общаясь как коллеги, Стрельников и Чистяков не раз вспоминали этот эпизод с улыбкой.

— Фронтовик был позитивен и любил пошутить, — продолжает Александр Иванович. — К молодым коллегам относился по-отечески. Настоящим был милиционером, примером для нас всех и боевым солдатом. Чистяков принимал участие в обороне Москвы, в Курской битве, освобождал Венгрию и Румынию. В боях был трижды ранен. Награждён орденом Красной Звезды. Интересно, что только в 2014-м мэр Москвы Сергей Собянин вручил Ивану Терентьевичу медаль «За оборону Москвы», которая ожидала героя с 1944 года.

Для Александра Ивановича 9 мая — праздник «со слезами на глазах» с тех пор, как ушли его родители — тоже фронтовики.

Мама, Раиса Дмитриевна, сначала сооружала окопы, а затем на фронте была командиром расчётного зенитного подразделения.

Отец, Иван Николаевич, воевал на подступах к Москве, награждён орденом Красной Звезды. От его роты остались двое бойцов. Чудом выжившего Ивана Стрельникова направили в спецподразделение, которое выявляло паникёров и подстрекателей.

— На войне шла борьба не только с внешним, но и с внутренним врагом, не менее опасным, — говорит Александр Иванович. — Отец мне никогда об этом не рассказывал. Но известно, что, когда гитлеровцы были совсем недалеко от Москвы, в столице возникла угроза паники, диверсий. Находились подстрекатели, которые убеждали: надо сдаваться. Военные, сотрудники органов внутренних дел вместе со спецслужбами выявляли провокаторов, диверсантов, мародёров. Их деятельность никогда не афишировалась. Но они выполняли сложные и важные задачи, обеспечивая безопасность внутри страны, без которой было бы тяжело побеждать оккупанта.

Зелёный город может спать спокойно

Там, где отгремели бои, появился молодой город. В том, что Зеленоград стоит на месте, где проходила передовая линия обороны, убедились строители. Часто при земляных работах нулевого цикла обнаруживались неразорвавшиеся снаряды, останки погибших воинов. Да и сейчас ещё случаются такие находки.

— Когда я начинал службу в Зеленограде, сам выезжал по тревожным сообщениям об обнаруженных боеприпасах со времён войны. Надо было до приезда сапёров организовать оцепление и охрану территории. А вот серьёзные происшествия в городе, тяжкие преступления происходили крайне редко, — рассказывает ветеран. — У меня всегда было такое чувство, что представители послевоенного поколения, понимая, что живут на омытой кровью земле, старались вести себя достойно памяти своих героических предков. Даже по газонам никто не ходил, бумажку бросить мимо урны люди себе не позволяли.

Ветеран убеждён: и работать в таком городе нельзя плохо.

— Мне повезло: на моём пути встречалось много бескорыстных людей, хороших учителей, — делится Стрельников. — Я всегда мечтал о службе в уголовном розыске. Но сомневался: хватит ли умения? Уже то, что после окончания техникума физкультуры меня взяли на службу милиционером, считал за счастье. Но именно старшие коллеги вселили уверенность в собственных силах. И уже через полтора года службы я перевёлся в уголовный розыск. Мечта сбылась, и, поверив в себя, я многие годы занимался оперативной работой. Завершил службу в должности заместителя начальника УВД Зеленограда.

Сегодня Александр Иванович возглавляет Совет ветеранов, который уделяет внимание социальной и моральной поддержке ушедших со службы на заслуженный отдых сотрудников, помогает им продолжить жить активно и приносить благо другим. Особенно важным Стрельников считает привлечение ветеранов к патриотическому воспитанию не только личного состава, но и школьников.

— Я очень люблю общаться с молодёжью, — признаётся полковник милиции в отставке. — Говорю с подрастающим поколением о том, как важно не просто любить Родину, но и уметь её защищать так же, как свою семью. И это необходимо не только во время войны, но и в мирные дни. Стараюсь честно, без прикрас рассказывать о службе в органах внутренних дел. Стремлюсь к тому, чтобы ребята делали свой профессиональный выбор осознанно. И был очень рад, когда после одной из таких бесед со школьниками к нам в УВД пришла группа подростков, чтобы подробнее узнать, где они смогут учиться на полицейского.

По мнению ветерана, большое значение для патриотического воспитания молодёжи имеет и сохранение исторической памяти.

…В тот день мы с Александром Стрельниковым посетили и братскую могилу в 10-м микрорайоне. Она находится под патронажем юных патриотов школы №853. Стоя у надгробной плиты с пятиконечной звездой, где покоится прах павших при обороне столицы 17 советских воинов, вспомнили слова известной песни: «У деревни Крюково погибает взвод». Нет, не один — сотни взводов здесь полегли. Но фашистам не дали прорваться к Москве. Вечная память героям…

Елена Кузнецова
Фото автора
Газета Министерства внутренних дел РФ «Щит и Меч»

Справка

Основные бои за Крюково вела стрелковая дивизия Панфилова. Посёлок несколько раз переходил из рук в руки в течение суток. За время боёв со 2 по 6 декабря немцы подошли к Москве на самое близкое расстояние — 39 километров.

Зеленоград был основан на территориях посёлка Крюково и близлежащих деревень в марте 1958 года. Он создавался как центр микроэлектроники. В первые годы у города не было названия. Новосёлам ставили штамп с пропиской — станция Крюково, Спутник. Только в 1963 году он получил своё «зелёное» имя.

Популярная песня «У деревни Крюково» была написана поэтом Сергеем Островым и композитором Марком Фрадкиным в 1974 году под впечатлением подвига красноармейцев, удерживавших ценой своей жизни последний рубеж перед Москвой.

zelenogradnews.ru


Еще по теме

Оставить комментарий

Вы должны авторизоваться для комментирования.

© 2010-2025 Зеленоградские новости. Все права защищены.
При любом использовании материалов сайта активная ссылка на zelenogradnews.ru обязательна.