Медведев выберет «путинского» мэра
Кандидаты на пост мэра Москвы способны завести столицу — в четыре разные стороны
В субботу, 9 октября по итогам заседания генсовета правящей в Москве партии «Единая Россия» на рассмотрение президента Дмитрия Медведева вынесено четыре кандидатуры на пост мэра Москвы. В «шорт-лист» попали четыре достаточно известные в российской политике фигуры, уже занимающие важные посты в исполнительной власти. Это руководитель аппарата правительства России Сергей Собянин, министр транспорта страны Игорь Левитин, губернатор Нижегородской области и бывший вице-мэр Москвы Валерий Шанцев, а также единственная женщина — и.о. первого вице-премьера правительства Москвы Людмила Швецова.
Составить финальный список из претендентов на пост преемника потерявшего президентское доверие Юрия Лужкова правящей партии оказалось откровенно трудно: решающее заседание генсовета партии прошло в резиденции беспартийного Дмитрия Медведева «Горки-9». Как пояснил один из ключевых фунционеров ЕР Вячеслав Володин, решение о кандидатах на пост мэра столицы настолько серьезно, что список перед тем, как представить президенту, стоило с ним же и обсудить.
Володину, в данном случае, стоит довериться: он, выходец из Саратовской области и неформальный куратор этого региона, не понаслышке знает, к какой разрухе городского масштаба приводит административная неразбериха в выборах и назначениях мэров и губернаторов.
Все четыре кандидатуры, при общем для них «единороссовском» бэкграунде и безусловной лояльности, способны завести важнейший и богатейший регион России — столицу — в четыре разные стороны. То, что даже после консультаций с президентом на его рассмотрение вынесены столь разные претенденты, означает, что выбор в пользу того или иного направления развития столицы еще не сделан. Или, что также вероятно, направление развития мегаполиса федеральные власти не особенно волнует — куда важнее другие параметры: лояльность, возможность вовремя уйти, скромные политические амбиции и тому подобное.
Старшим по возрасту из предложенных «Единой Россией» кандидатов оказался Валерий Шанцев — ему уже исполнилось 63 года. Его же можно назвать и наиболее опытным из возможных специалистов по управлению Москвой — в течение десятилетия Шанцев был вторым лицом столичной «вертикали» в должности вице-мэра при Юрии Лужкове. Он москвич во втором поколении, в столице живет с 7 лет, сразу после школы занялся комсомольской, затем партийной карьерой и с 1975 года входит в номенклатуру московских чиновников.
Стоит отметить, что по убеждениям Валерий Шанцев — умеренный консерватор; об этом говорит, в частности, то, что в начале 90-х годов, пока победа «либерального» крыла управленцев над «коммунистическим» не была еще столь очевидна, Шанцев состоял в КПРФ. В 1994 году он вернулся во власть, став вначале префектом Южного округа столицы, затем в 1996 году вместе с Юрием Лужковым выиграл выборы в качестве вице-мэра столицы. Тогда же, во время предвыборной кампании, Шанцев был тяжело ранен — с тех пор чиновника сопровождают хронические, хотя и не критичные для занимаемой должности, проблемы со здоровьем.
В качестве первого заместителя председателя правительства Москвы Валерий Шанцев курировал вначале экономический блок, затем научно-производственный комплекс, отношения с регионами и общественными организациями.
С 2005 года Валерий Шанцев занимает пост губернатора Нижегородской области — он стал одним из первых губернаторов, назначенных по представлению президента.
Карьера 58-летнего Игоря Левитина с управлением Москвой и вообще крупными городами никак не связана: нынешний министр транспорта РФ профессиональный управленец именно в транспортной отрасли. В 1973 году он закончил училище железнодорожных войск и военного сообщения в Ленинграде, далее до 1994 года работал в качестве военного транспортника — занимал должности военных комендантов железных дорог и им подобные.
С 1996 по 2004 годы Левитин работал в транспортной компании холдинга «Северсталь», где координировал большую часть логистики крупнейшей компании. Затем, практически без паузы, он был назначен министром транспорта России. При этом, хотя в общем случае законы РФ запрещают должностным лицам находиться на управляющих постах коммерческих компаний, Левитин занимает также пост главы совета директоров ОАО «Аэрофлот» и аэропорта «Шереметьево», представляя, таким образом, в авиакомпании и аэропорте интересы государства. Совмещая все эти должности, Левитин сумел привлечь к «Шереметьеву» и крупнейшей российской авиакомпании беспрецедентное финансирование: за последние несколько лет главный международный аэропорт России бурно развивается.
Сергей Собянин, которому в июне нынешнего года исполнилось 52 года — самый молодой из представленных на рассмотрение президента кандидатов — и, тем не менее, по своему аппаратному весу он наиболее значителен. Собянин занимает должность вице-премьера правительства РФ и главы аппарата правительства; в бытность Владимира Путина президентом страны Сергей Собянин (с 2005 по 2008) был главой его администрации. Пожалуй, это единственный чиновник, столь близкий к премьеру, не имеющий питерского происхождения: Собянин происходит из рода уральских казаков. Родившись неподалеку от Березова Ханты-Мансийского автономного округа — знаменитого места ссылки «полудержавного властелина» Александра Меншикова — Собянин закончил Костромской технологический институт, работал в Челябинске, где и начал комсомольскую карьеру. Управлением городским хозяйством Сергей Собянин занимался с 1984 по 2005 годы включительно — вначале в небольшом, но важном для добывающей отрасли городе Когалыме, затем в качестве депутата в родном ХМАО, наконец, с 2001 года — Собянин губернатор богатой и крайне обширной Тюменской области. В частности, в 2005 году нынешний кандидат в мэры Москвы был переназначен Владимиром Путиным на должность губернатора — правда, вскоре после этого Собянин был переведен в Москву на должность главы администрации президента.
Наконец, Людмила Швецова, которой недавно исполнился 61 год, также начинала карьеру в качестве комсомольского функционера. Родившись в Алма-Ате, Швецова закончила Харьковский авиационный институт и до начала 1980-х годов работала в аппарате комсомола УССР. Затем она была переведена в Москву и в 1981 — 89 годах работала секретарем союзного ЦК ВЛКСМ. В 1991 93 годах Швецова была близка к тогдашней оппозиции — Верховному Совету РФ, с 1994 же года начала работать в правительстве Москвы. Должность первого зампреда правительства столицы, курирующего социальную сферу, Швецова занимает с 2000 года; в сферу ее интересов традиционно входят вопросы социальной защиты, семьи и детства, защита женщин. Это единственный из предложенных кандидатов, кто работал под началом Юрия Лужкова до момента его отставки и не вступила с бывшим мэром даже в подковерный конфликт.
Репутация каждого из четырех кандидатов среди населения — различная. Так, вполне успешный вице-мэр столицы Валерий Шанцев не снискал особенного уважения в Нижегородской области — он был изначально назначенным губернатором и с жителями региона особенно не заигрывал. К тому же, пытаясь разрешить застарелые проблемы миллионного города и области, быстро и решительно Шанцев развернул в Нижнем практически московскую по масштабам стройку, которая сейчас уничтожает последние уникальные кварталы деревянного города. Не стало лучше ни с промышленностью, ни с коммунальным хозяйством, ни с транспортом — впрочем, Нижегородская область зависима от федерального центра, так что в отсутствии финансирования вина Шанцева не так уж велика.
Игорь Левитин в качестве министра транспорта запомнится стране масштабнейшими строительными проектами (федеральная трасса «Амур», мост на остров Русский), которые стали долгостроями; постепенным переводом федеральных трасс в платный статус; слабым развитием межрегиональных авиаперевозок (самолеты не стали летать чаще, да и билеты не сделались доступнее). Правда, поставленные напрямую федеральным правительством задачи и отдельные значимые для пиара объекты нынешний Минтранс успешно сдает — так, в этом году нитка трассы между Читой и Хабаровском все же была достроена, а торжественное открытие в ближнем подмосковье Мытищинской развязки убедило многих, что дорожное строительство ведется успешно. Кроме того, некоторые эксперты подозревают, что именно Игорю Левитину мы обязаны прокладкой новой питерской трассы через Химкинский лес — как руководитель аэропорта «Шереметьево» министр в этом заинтересован.
Сергей Собянин для жителей Москвы наиболее загадочная фигура. В то же время жители Тюменской области, где он выиграл выборы в 2001 году, считают его достаточно успешным губернатором, который поддерживал инфраструктуру области в относительном порядке. Однако главное, что о Собянине знают жители столицы — это то, что Собянин несомненный член команды Путина.
Кандидатура Людмилы Швецовой — это, очевидно, компромиссный вариант, выбрав который, Дмитрий Медведев подаст знак о том, что генеральная чистка лужковской команды отменяется. Именно эта фигура — единственная из всех топ-чиновников команды бывшего мэра — почти неуязвима для критики: Швецова не запятнана прямым участием в коррупционных цепочках, скандалах и т.п. Между тем, стоит отметить, что роль Людмилы Швецовой была и остается не столь значительной: в комплексе социальной политики правительства Москвы централизация далеко не такая, как в стройкомплексе у Владимира Ресина. Многие решения в области социальной политики, образования, культуры и т.п. принимаются главами соответствующих комитетов и департаментов.
В целом, предложенные Дмитрию Медведеву после консультации с Дмитрием Медведевым четверо кандидатов в мэры Москвы делают ясным только одно: «человека Медведева» — то есть либерального технократа, монетариста, глобалиста и т.д — на посту мэра Москвы пока не будет. Среди кандидатов — либо люди Владимира Путина, либо чиновники, последние 20 лет связанные с командой Юрия Лужкова. Правда, лужковского популизма и добродушия у нового мэра также не будет: о том, как выглядит команда бывшего мэра без него самого, показали две недели правления Владимира Ресина. Как бы то ни было, москвичей ждет жесткий и прагматичный — пожалуй что, «путинский» — стиль.
Одним из первых список кандидатов в мэры столицы прокомментировал в своем блоге галерист и опытный политтехнолог Марат Гельман, в последние месяцы один из радикальных противников Юрия Лужкова. Гельман перечисляет кандидатов в порядке предпочтения:
«1. Собянин — потому что сомаштабен и может решить те вопросы в Кремле которые надо решить для Москвы.
2. Шевцова — потому что женщина. В нашей мускулинной стране чем больше женщин во власти — тем лучше.
3. Чувак из минтранспорта — именно потому, что не помню его имени — темная лошадка — Надежда на чудо.
4. Шанцев плох всем».
О том, кто из названных больше подходит современной Москве, обозреватель «СП» поговорил с Дмитрием Катаевым, председателем движения «Жилищная солидарность», депутатом Моссовета и Мосгордумы в 1990—2005 годах:
«СП»: — Кого из названных ЕР кандидатов вы считаете наиболее вероятным и наиболее предпочтительным для Москвы?
— Прежде всего, хочу сказать, что сама процедура назначения мэра Москвы, то, что москвичей лишили прямых выборов главы города — это, по моему глубокому убеждению, откровенное издевательство над жителями столицы. Так что в любом случае мое отношение к любому из этих кандидатов далеко от радужного. Но, конечно, даже в подвале можно жить, если нет другого места — так что приходится обсуждать имеющиеся варианты.
«СП»: — Да, давайте рассмотрим. Кто, на ваш взгляд, будет представлен Мосгордуме из этих четверых?
— Кого именно выберет Дмитрий Медведев — мне неизвестно, гадать об этом, учитывая вышесказанное, мне тоже не хотелось бы. Какой смысл обсуждать погоду, которая будет через год — ведь мы все равно не можем на нее повлиять!
«СП»: — Тогда кого из имеющихся можно считать наиболее полезным для нынешней Москвы?
— Трудно сказать. Дело в том, что ни один из кандидатов не представил публично свою программу — если таковая у кандидатов, конечно, есть. Допускаю, что некое подобие программы может быть у Валерия Шанцева — он опытный управленец и знаком с ситуацией. Кто такой Игорь Левитин и как он работал на посту министра транспорта — я не особенно хорошо знаю…
«СП»: — Вот Сергей Собянин был, говорят, неплохим губернатором Тюменской области…
— Аналогично, я не могу в точности сказать, хорошим или плохим губернатором Тюмени был Сергей Собянин. К тому же, в Тюмени Собянин был выборным губернатором в почти родном городе. А ведь тот же Юрий Лужков — избранный мэр и Лужков — назначенный радикально отличаются друг от друга. Просто два разных мэра, если присмотреться. Так что и Собянин в роли назначенного градоначальника может повести себя совсем не так, как вел себя в Тюмени после выборов.
«СП»: — А что можно сказать о Людмиле Швецовой?
— Я, как городской депутат, достаточно часто присутствовал на заседаниях правительства с ее участием. И могу сказать одно: за те годы, что я наблюдал ее в работе, Швецова ни разу не проявила какой-то инициативы, никогда не возражала, никогда не предлагала альтернативных вариантов.
«СП»: — Хотите сказать, что ее влияние в правительстве не чувствовалось?
— Думаю, да — дело в том, что в правительстве просто нужна была женщина. Для комплекта, так сказать. Серьезной роли в лужковской команде Швецова, по моему мнению, не играла.
svpressa.ru
Еще по теме
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться для комментирования.