Независимая оценка пожарных рисков
- Четверг, Август 13, 2015, 11:09
- Разное
- Добавить комментарий
В Российской Федерации разработана и одобрена Правительством Российской Федерации концепция создания системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности.
Концепция представляет собой систему взглядов на проблемы создания и развития системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности и содержит обоснованные цели, задачи и направления развития системы независимой оценки рисков в области пожарной безопасности в Российской Федерации.
Независимая оценка пожарного риска (пожарный аудит) — это альтернатива проверке объекта пожарной инспекцией, только без наложения штрафов и приостановки деятельности помещений.
С принятием Федерального закона о пожарной безопасности (123-ФЗ от 22 июля 2008 г. — «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» ст. 144 п.1) и выходом Постановления Правительства РФ N 304 от 07.04.09 г. («Об утверждении Правил оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска») собственнику предоставляется выбор: либо его объект, как и раньше, останется под надзором пожарной охраны, либо он будет обслуживаться на договорной основе аудиторской организацией, имеющей соответствующую аккредитацию МЧС РФ (На данные организации частично переложены функции Госпожнадзора в плане проверки противопожарного состояния объекта защиты и выдачи соответствующего заключения).
Как показывает практика, при проведении проверки объекта Госпожнадзором практически в каждом случае за нарушение требований пожарной безопасности следует наложение административного взыскания на должностных лиц предприятия и на само юридическое лицо.
Получив положительное заключение с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, вы освобождаетесь от проверок со стороны органов государственного пожарного надзора сроком на три года (даже если ваша организация была в утвержденном ГПН годовом плане по проверке объектов).
Соответственно, чтобы получить положительное заключение, необходимо выполнить перечень предложенных мероприятий по приведению объекта в пожаробезопасное состояние.
По истечении срока действия заключения (3 года) процедура пожарного аудита повторяется, и при соответствии объекта обязательным требованиям пожарной безопасности выдается новое заключение сроком на три года.
Хочется отметить, что если собственник объекта по каким- либо соображениям не желает или не может выполнить предложенные мероприятия, например: монтаж дорогостоящей автоматической системы пожаротушения; увеличение ширины коридора или дверных проемов эвакуационных выходов и т.д., он может с помощью расчетов пожарного риска доказать что его объект находится в пожаробезопасном состоянии и привести в качестве доказательства те технические решения, которые он принял для достижения этого.
Важно! В текущем году планируется принятие Федерального закона «Об обязательном страховании ответственности перед третьими лицами в результате возникновения пожара».
Данный Федеральный закон предусматривает, что каждое юридическое лицо должно застраховать свою ответственность перед третьими лицами в результате возможного возникновения пожара. Деятельность организаций, не имеющих страхового полиса, будет прекращена. Таким образом, государство снимает с себя ответственность за компенсацию ущерба пострадавшим в результате пожара, перекладывая эту обязанность на плечи страховых организаций. Последние, оценивая свои риски при страховании юридического лица, будут требовать проведения на объекте страхования «Независимой оценки пожарного риска» (аудит пожарной безопасности) с выдачей заключения о противопожарном состоянии объекта защиты.
От данного заключения будет зависеть страховой коэффициент, который будет варьироваться в пределах 0.1% — 3% от балансовой стоимости объекта страхования.
Другими словами, для получения заключения о противопожарном состоянии объекта организации необходимо провести аудит пожарной безопасности.
Чтобы заключение аудиторской проверки было положительным, необходимо устранить все замечания, выявленные в ходе проверки.
Соответственно, при положительном заключении страховой коэффициент будет равен 0.1%.
Таким образом, государство приводит в действие механизм, при котором собственник непосредственно заинтересован в приведении своего объекта в пожаробезопасное состояние и поддержании должного противопожарного режима.
Независимую оценку пожарного риска (аудит пожарной безопасности) имеют право выполнять экспертные организации, аккредитованные в установленном порядке МЧС РФ и имеющие соответствующее свидетельство.
Процесс независимой оценки рисков включает в себя:
- анализ выполнения требований законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения пожарной безопасности;
- проверку документального и фактического соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объекта защиты, установленным требованиям;
- проверку наличия на объекте защиты необходимых организационно-плановых документов по предупреждению пожаров;
- анализ подготовленности руководителей и персонала объекта защиты в области пожарной безопасности;
- проверку наличия средств пожаротушения.
По результатам проведения независимой оценки рисков оформляется заключение о противопожарном состоянии объекта.
Административный регламент Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
- п. 25. Органы ГПН не планируют мероприятия по контролю (надзору) объекта защиты на все время действия заключения по независимой оценке пожарного риска (аудита пожарной безопасности), а именно 3 (три) года. Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора.
- п. 29. В перспективные, ежегодные планы могут вноситься изменения и дополнения, необходимость которых определяется результатами проведения независимой оценки рисков в области пожарной безопасности, выполненной аккредитованными в установленном порядке организациями (т. е. если предприятие находилось в плане проверок ГПН и до наступления даты проверки провело у себя пожарный аудит и имеет положительное заключение, то оно исключается из текущего плана проверок);
- п. 47. В случае поступления в органы ГПН заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора, выполненного аккредитованной в установленном порядке организацией, с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности, до истечения срока исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений, внеплановая проверка с целью контроля исполнения ранее выданного предписания по устранению нарушений или по снятию с производства не проводится.
- п. 74. Наличие в органе ГПН или представление заявителем заключения по результатам независимой оценки рисков в области пожарной безопасности на объекте надзора, выполненной аккредитованной в установленном порядке организацией, с датой выдачи не позднее трех лет со дня подачи заявления и с выводом о выполнении условий соответствия объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности является достаточным основанием для выдачи заключения о соответствии объекта защиты обязательным требованиям пожарной безопасности. Орган ГПН не вправе оценивать полноту и достоверность заключения о независимой оценке пожарного риска на объекте надзора.
По материалам сайта tagan.mos.ru
Еще по теме
Оставить комментарий
Вы должны авторизоваться для комментирования.